Домой Новости Статьи Объявления Форумы Блоги Фото Видео Группы Поиск Опросы События
 
РЕКЛАМА
Статья

Все знают, что такое автомобильная шина, но не многие могут сказать, откуда она появилась. Кому первому пришла в голову идея надуть резину воздухом, надеть на колесо, и на всём этом поехать?

История начинается в далёком 1846 году, когда, мало кому известный, Роберт Уильям Томпсон, в возрасте двадцати трёх лет, запатентовал своё изобретение.  Для снижения шума, и облегчения передвижения, Томпсон обил деревянное колесо металлическим обручем, который обмотал несколькими слоями парусины, пропитанной с двух сторон каучуком. Роль покрышки выполняли куски кожи, скреплённые между собой стяжками из металла. Изделие изобретателя было мало функционально, хотя испытания показали, что на передвижение затрачивается меньше энергии.

Спустя 42 года, шотландский ветеринар Джон Данлоп вернулся к идее создания колеса на пневматическом ходу. Он взял шланг для поливки газона, обернул вокруг обода колеса, отрезал по размеру и склеил концы. После чего, при помощи насоса, накачал воздухом. Это изобретение было запатентовано в 1888 году.

Дальше эволюция шины зашагала «семимильными» шагами. В конце восемнадцатого века решили отделить покрышку от камеры и при помощи проволоки крепить её к ободу, имеющему углубление по центру.

Позже изобрели методы снятия и установки пневмошины на колесо и стали активно оснащать ими автомобили. По мере развития промышленности и появления новых материалов, шина приобретала всё более совершенный вид. Шиномонтаж перестал быть проблемой, да и сами шины стали более износоустойчивыми, долговечными.

Сейчас, для увеличения нагрузки на колесо, шину армируют каркасом из текстильных, полимерных или металлических нитей. Они называются кордом. Металлическим каркасом, в основном оснащают шины автомобилей, где нужна повышенная грузоподъёмность, а полимерным – легковые, где важен небольшой вес, мягкость хода и приспособленность к эксплуатации на высокой скорости.  Шины изготавливают с радиальным и диагональным каркасом. Основная масса современных покрышек изготавливается с радиальным расположением корда. В борьбе за облегчение массы автомобиля, пришло решение, отказаться от камеры, и сейчас все покрышки выпускаются «бескамерными».

Поставляемые потребителю шины имеют большое количество типов и размеров.

Для оптимальной эксплуатации при плюсовых температурах применяется летняя шина, которая изготавливается из износостойкого материала и легко переносит высокую температуру асфальта. Протектор покрышки, позволяющий быстро отводить влагу из пятна контакта шины с покрытием дороги называется «направленный». Он предохраняет автомобиль от заноса по причине аквапланирования. Устанавливается на колесо с учётом рисунка протектора.

Шины с рисунком, без определённой направленности, называются универсальными. Сторона установки такой покрышки не имеет значения.

Ассиметричными называются шины, у которых одна половина протектора с рисунком для дождливой погоды, а другая для сухой. Так как при поворотах, внешняя сторона покрышки испытывает большую нагрузку, её боковая часть сделана более жёсткой.

Для работы при минусовых температурах, используется зимняя шина. Её протектор имеет рисунок, который способен удалять из-под колеса снежную кашу. Покрышка изготовлена из состава, благодаря которому, она остаётся мягкой в любой мороз.

Шины с металлическими шипами хорошо удерживают автомобиль на обледенелой дороге, но сильно уступают летним покрышкам на чистом асфальте.

Компромиссом в выборе является всесезонная шина, но она не пользуется популярностью, так как это что-то среднее между «зимой» и «летом». Зимой такая покрышка держит дорогу лучше летней, но хуже зимней, а летом наоборот, хуже летней.

Любители скоростной, агрессивной езды, используют низкопрофильные шины, которые обеспечивают хорошее сцепление за счёт увеличенного пятна контакта с дорогой, имеющей ровное, сухое покрытие, но совершенно не пригодны для бездорожья. В дождливую погоду, на такой резине, велика вероятность срыва автомобиля в занос. Из-за низкого профиля, стоит избегать наезда на какое либо препятствие (яма, бордюр), что грозит разрушением не только шины, но и диска колеса.

Для передвижения по бездорожью применяют покрышки с агрессивным, «тракторным» протектором, позволяющим «вгрызаться» в рыхлый снег, раскисший грунт. Шины изготовлены из очень плотной резины и имеют усиленный каркас, поэтому не боятся сучков деревьев и острых камней.

По индивидуальному заказу, производитель может изготовить специальные шины, которые используются в автоспорте, различных шоу программах, для перевозки сверх тяжёлых грузов, в общем, отвечающие всем вашим требованиям.

Концерн BMW комплектует свои автомобили беспрокольными шинами, с использованием технологии Run on Flat. Пробив такое колесо, машина может передвигаться со скоростью до восьмидесяти км в час, на расстояние более 100 километров. Весь секрет в боковых частях покрышки, которые, даже при полной потере давления, не деформируются.

Прокол шины, самое распространённое механическое повреждение колеса – теряется давление воздуха, падает полноценная возможность передвижения транспорта. Предлагаемые средства борьбы с этой бедой, такие как гели, герметики, герметизирующая пена, подкачка колеса во время движения и тому подобные изобретения, не являются панацеей.

Особенно  остро проблема повреждения шин, стоит перед военными. Самым уязвимым местом автомобиля, во время боевых действий, является колесо. При его повреждении ухудшается мобильность транспорта и, как следствие, боеспособность. По этой причине Пентагоном были выделены деньги на создание «пуленепробиваемых» шин.

Разработкой колёс нового поколения озадачилась фирма «Michelin», и в 2005 году была представлена безвоздушная конструкция «Tweel», которая представляла гибрид колеса и шины. Протектор, в этой конструкции, полиуретановыми спицами крепился к центральному диску. Разработчики утверждают, что срок службы такого колеса в разы больше, чем у традиционной шины.

Компания «Polaris» также представила подобную разработку. В отличие от Твила, в колесе гибкие спицы были заменены элементами из композитного состава, напоминающие соты.

Свою конструкцию безвоздушного колеса показала корпорация «Bridgestone». Их разработка состоит из разнонаправленных спиц и напоминает сетку, благодаря которой жёсткость шины увеличивается.

Дальше всех, в этом направлении, продвинулась Южно-Корейская «Hankook». На автошоу во Франкфурте, в 2013 году, широкой публике была представлена шина I-Flex. Корейцам удалось достичь ста тридцати километрового предела скорости на шинах без воздуха. Эстетов порадовала цветовая гамма, представленная в синих и оранжевых тонах. Защитники природы были в восторге от того, что I-Flex изготавливается на 95% из вторичного, переработанного сырья. В последнее время такими колёсами стали оснащать малолитражки «Volkswagen Up».

Положительным достоинством безвоздушного колеса является его высокая устойчивость к механическим повреждениям. Испытания показали, что даже при разрушении конструкции на треть, шина пригодна к эксплуатации. Эластичность позволяет «на раз» проглатывать все неровности дороги. Небольшой вес и отсутствие потребности в подкачке, были ещё одним аргументом «за».

Отрицательные моменты, это ограниченная грузоподъёмность, невозможность применения на высокоскоростном транспорте, повышенная шумность, возможный перегрев, не регулируемая жёсткость шины.

Хотя не всё так грустно. Инженерная мысль не стоит на месте. Ещё в 2009 году, фирмой «Resilient Technologies», был испытан прототип безвоздушного колеса (NPT), прочность которому обеспечивал пластик. Оно с лёгкостью выдержало нагрузку весом более чем в 1,7 тонны.

В Канаде и Америке, уже несколько лет продают шины Tweel. Правда, пока они устанавливаются только на газонокосилки, погрузчики, некоторые модели квадроциклов, строительную,  коммунальную и сельскохозяйственную технику.

Ещё одним направлением колёс без воздуха стали шины, наполненные специальным составом из стекловолокна. В силу того, что они имеют повышенный вес, затрачивается больше материалов и как следствие – высокая цена, конструкция не пользуется популярностью.

Вполне возможно, что в будущем производители транспорта совсем откажутся от колеса, и любые шины будут не нужны. Транспорт будет передвигаться на воздушной, магнитной или антигравитационной подушке, а пока приходиться совершенствовать то, что имеем.

17.05.2017
 
Комментарии
Сортировка: 
Показывать по:
 
  • Комментариев пока нет
   Комментарий Записать видео-комментарий
 
 
 
     
Действия
Рейтинг
0 голоса
РЕКЛАМА
Рейтинг@Mail.ru